
Приоритетной задачей в Концепции развития автотуризма Российской Федерации до 2035 года является создание нормативно-правовой базы в этой сфере.
Действительно, отсутствие такой базы приводит к эксцессам нарушения безопасности или к низкому качеству обслуживания на маршрутах.
Однако нормативно-правовому регулированию автотуризма препятствует ряд устаревших представлений, закреплённых в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Их пора скорректировать.
О первой такой корректировке я уже писал в предыдущей статье. А именно: термин «туризм», трактуемый в этом Законе узко, как процесс путешествия, надо трактовать шире. Нужно добавить ещё управление этими процессами.
Тогда возникает адекватная трактовка автотуризма.
Автотуризм – это вид туризма, то есть путешествий людей с использованием индивидуальных наземных моторизированных транспортных средств, включая процессы внутри туристического сообщества и в сфере оказания туристических услуг.
Под управлением туристических процессов понимается планирование, организация, создание среды для путешествий и обслуживание.
Некоторые задают вопрос: раз мы требуем включить в Федеральный Закон понятие «автотуризм», то почему бы его не поставить в один ряд с гастрономическим, культурно-познавательным, и ещё десятков других?
Задающие такой вопрос путают классификационные основания: цель путешествия (культурно-познавательная, гастрономическая и т.д.) и способ путешествия (на автомобиле, автодоме, мотоцикле и т.д.). Эти разные основания классификации с указанием способов путешествий также следует оговорить в Законе. А уточняющие детали надо сформулировать в требованиях новых ГОСТов.
Важным вопросом для нормативного регулирования отрасли является уточнение понятий «маршрут» и «тур».
Зачастую их путают. Применительно к автотуризму эти термины звучат так.
Автотуристский маршрут – это траектория, по которой могут двигаться автотуристы, с указанием множества потенциально возможных объектов посещения на этой траектории.
Автотур – это выборка объектов (из множества потенциально возможных) на траектории автотуристского маршрута, который автотурист определил для посещения.
Существенной проблемой становится вопрос оценки качества обслуживания на маршруте. Детали законодательного регулирования обслуживания в этих объектах должны быть прописаны в подзаконных актах (ГОСТах).
Следует иметь ввиду, что туристский маршрут – это фактически последовательность кластеров объектов (туристических зон, дестинаций) вдоль траектории путешествия. В связи с этим возникает задача классификационной оценки таких кластеров и автотуристского маршрута в целом. Необходимость классификации маршрутов должна быть обозначена в Федеральном Законе, а детали процедуры классификации нужно прописать в соответствующем ГОСТе.
Без корректировки Федерального Закона №132-ФЗ и разработки соответствующих ГОСТов в соответствии со сделанными замечаниями, создание эффективно работающей нормативно-правовой базы в отрасли автотуризма невозможно.