
В России проживает более 11 миллионов людей с инвалидностью, что составляет значительную часть населения. Поэтому вопрос инклюзивных маршрутов автотуризма стоит особенно остро.
Потребности в поездках людей с инвалидностью, пассажиров с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных туристов постоянно растут.
Тем не менее, железнодорожные, автобусные и авиаперевозки, не говоря уже о морских и речных путешествиях, пока не способны их удовлетворить. Это особенно актуально в летний туристический сезон.
Работа в данном направлении позволит сделать путешествия доступными для каждого человека.
Создание доступной туристической среды – не только социальная ответственность, но и возможность привлечь новую аудиторию в сферу автотуризма.
Социальная ответственность прослеживается в том, что развитие доступной, инклюзивной туристической среды позволяет людям отправится в желаемые путешествия. К тому же, она может кардинально сместить сезонную загруженность поездок.
Туристам, кто зачастую не связан жестким графиком работы или учебы, проще, удобнее и дешевле организовать путешествие. Это снижает нагрузку для тех туристов, которые зависимы от сезонности путешествий.
Привлечение внесезонной группы туристов ориентированной на доступную, инклюзивную среду, открывает региональные перспективы. Таким образом, регионы могут существенно наполнить свой бюджет.
Но для этого важно отметить основные барьеры в автотуризме для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Недостаток адаптированной инфраструктуры
Полагаю, неперспективно говорить о недостатке адаптированный туристической инфраструктуры в отрыве от региональной ситуации.
В связи с этим, имеет смысл определить наиболее значимые объекты, и маршруты к ним в каждом выбранном регионе, городе или населенном пункте.
Тогда, выстраивая локальную туристическую стратегию, мы формируем интерес с двух позиций. Мы объединяем региональные ресурсы и ресурсы туристической индустрии.
Причем это не обязательно финансовая составляющая.
Правильно выбранный объект и ведущий к нему маршрут вполне могут мотивировать экспертов на участие в изменении ситуации, а также привлечь добровольческие ресурсы.
И это далеко не всегда требует значительных финансовых затрат. Например, можно организовать пляж на известной реке или озере, обеспечив доступную, инклюзивную среду и привлекая волонтерские ресурсы.
Ограниченная информация о доступных маршрутах и объектах.
Тоже можно отнести и к маршруту, пролегающему мимо замечательного архитектурного объекта.
Например, установив информационный плакат, раскрывающий уникальность здания, парка или стадиона, оснастив локации шрифтом Брайля, бегущей строкой, установив парковки для авто с ручным управлением, мы привлекаем новых гостей не только из местного населения, но и проезжих туристов.
Даже если взять небольшую деревеньку, судьба которой связана с историей региона или жизнью известного человека: достаточно установить информационную табличку и адаптировать придорожный пункт питания, чтобы привлечь поток туристов из разных уголков страны.
Отсутствие специализированного оборудования и сервисов для маломобильных туристов.
Крайне важно обеспечить каждый формирующийся туристический автобусный кластер световым информационным табло и звуковым сопровождением.
Не менее важно определить обязательный процент туристических автобусов, оснащенных подъемным механизмом для пользователей колясок.
Роль Экспертного совета по созданию инклюзивных маршрутов при Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов включает в себя обсуждение законодательных инициатив по созданию доступной среды в туризме.
Обозначая потребности и потенциал целевой аудитории инклюзивного туризма, Экспертный Совет формирует системный подход, позволяющий выработать эффективные технологии в решении проблем данного сегмента.
Кроме того, решается задача формирование доступной, инклюзивной среды, на общей методологической базе Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Обсуждение и разработка инклюзивных маршрутов, адаптированных для маломобильных граждан.
Члены Экспертного Совета имеют достаточно успешную практику в регионах, где они проживают. Это позволяет не тратить время и лишние ресурсы. Вместо этого, мы можем опираться на опыт партнеров и формировать собственные инклюзивные маршруты.
В рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», наличие мозаики инклюзивных маршрутов различных регионов обеспечивает формирование комплексной системы инклюзивной индустрии.
Проведение в регионах инспекций туристической инфраструктуры на соответствие требованиям доступности.
С одной стороны, это позволяет повысить статус конкретных инклюзивных региональных проектов, что повышает конкурентоспособность авторов.
С другой, вырабатываются критерии качественного контроля. Формируется методология работы в данном сегменте, что повышает общее качество реализации инклюзивной туристической индустрии.
Создание паспортов доступности объектов и маршрутов.
Это гарантирует разработку единой классификации маршрутов и объектов, учитывающих весь спектр инклюзивных направлений.
Такая практика позволяет формировать путешествие под конкретные потребности и возможности каждого туриста.
На настоящий момент, есть несколько инфраструктурные проблем в регионах требующих решения.
Важным пунктом является установка на туристических объектах пандусов, подъемников, тактильных указателей и других элементов доступной среды.
Особенно актуально для автотуризма стоит вопрос организации парковочных мест и зон отдыха в туристических местах, адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Также важна разработка кемпингов с учётом потребностей маломобильных туристов (широкие проходы, доступные санитарные зоны, специальные места для отдыха).
В отношении комплекса перечисленных условий организации доступной, универсальной среды, я предлагаю рассматривать его многогранное назначение и формировать по принципу комплексного пространственного кластера.
Это позволит использовать выше предложенные методики.
Например, начинать реорганизацию, акцентируя внимание на места, которые имеют значение с точки зрения истории объекта.
Правда, здесь требуется вовлечение представителей разных ведомств. Например, департаменты культуры обеспечивают формирование зон отдыха.
Ведомства, предоставляющие медицинские услуги, координируя с партнерами внедряют логистику оздоровительных маршрутов.
Департамент гостиничного гостеприимства заинтересован в инклюзивной среде, поскольку всесезонная актуальность туристической локации даст значительное преимущество.
Подобный подход избавит от ситуации, когда специализированные парковки стоят пустыми.
В регионах, где сложно опираться на исторические события или наличие медицинско-оздоровительных ресурсов, вполне пригодны особенности национальных традиций и народных промыслов, которые не меньше привлекают внимание путешественников.
Например, Алтайские природные богатства сформировали свои уникальные традиции животноводства, искусство травяного сбора. Башкирские сплавы по рекам и бортничество могут также заинтересовать активных туристов. Бурятия готова предложить гостям музыкальное творчество, и особые религиозные традиции.
Все это формирует разные варианты туристической индустрии: экотуризм, событийный, гастрономический и экстремальный туризм. Это позволяет регионам развивать доступный, инклюзивный туризм и оставаться конкурентоспособным, используя свои уникальные особенности.
Информационная поддержка
Для информационной поддержки туристов важным пунктом станет создание навигационных систем и приложений с информацией о доступных маршрутах и объектах. Такая практика включит разработку путеводителей и карт, учитывающих потребности лиц с ОВЗ.
Примеры успешных проектов
Примеры успешных проектов инклюзивной среды уже существуют сразу на нескольких туристических маршрутах.
Одним из них является инклюзивный маршрут в городе Торжок, созданный с участием Ассоциации.
Подводя итоги, важно отметить экономическую выгоду проектов. Привлечение новой аудитории в автотуризм поспособствует росту доходов регионов. Более того, разработка доступной среды стимулирует развитие малого бизнеса и инфраструктуры.
Согласно принятой Концепции развития автотуризма в РФ до 2035 года необходимо включение доступных маршрутов в национальные туристические программы. Одним из инструментов популяризации и инклюзивного туризма станут мероприятия, автопробеги и экспедиции. Также важно участие в грантовых программах для финансирования проектов доступной среды.
Мы ставим перед собой задачу продвигать тему доступный туризма на платформе «Автодайджест». С участием экспертного сообщества, мы будем делиться успешными кейсами, обсуждаться актуальные проблемы и предлагаться эффективные решения.
Необходимо объединить усилия государства, бизнеса и общественных организаций для создания доступной среды.
Очень важно привлечь внимание к проблемам лиц с ОВЗ и их активного вовлечения в туристическую жизнь страны.