Как Президент Ассоциации автотуризма, я глубоко убеждён, что развитие автотуризма невозможно без активного участия малого и среднего бизнеса.

Привлечение частных инвестиций в развитие автотуризма

Государство обязано поддерживать их, предоставляя целевые гранты, субсидии и налоговые льготы для создания объектов придорожного сервиса.
развитие автотуризма
Как президент Ассоциации автотуризма, я глубоко убеждён, что развитие автотуризма невозможно без активного участия малого и среднего бизнеса.

Однако одной только инициативы предпринимателей недостаточно. Государство обязано их поддерживать, предоставляя целевые гранты, субсидии и налоговые льготы для создания объектов придорожного сервиса.

Без этого мы рискуем потерять огромный потенциал для развития отрасли. Прежде чем выделять деньги необходимо убедиться, что этот объект будет (и этому есть обоснование, в том числе экономическое) внесен в туристический маршрут и будет создан по ГОСТу.

С беспокойством наблюдаю, как предприниматели сталкиваются с бюрократическими барьерами.

Удачный пример Башкирии, где создана служба «одного окна», показывает, что можно и нужно избавить бизнес от необходимости «обивать пороги» в поисках информации о принадлежности территории, условиях её использования и перспективах развития.

Мы должны внедрять такие механизмы повсеместно, чтобы инвесторы могли сосредоточиться на создании качественных объектов, а не на преодолении административных преград.

Прежде чем привлекать частные инвестиции, необходимо провести тщательную инвентаризацию туристических маршрутов, объектов и услуг сервиса в регионах.

Это позволит определить наиболее перспективные места для создания объектов придорожного сервиса: многофункциональных зон (МФЗ), кемпингов, кемпстоянок, зон отдыха и питания, заправочных станций, авторемонтных служб и шиномонтажа. Без чёткого понимания, где и что нужно строить, существует риск неэффективного использования выделяемых средств.

Например, вызывает недоумение стремление некоторых региональных чиновников возводить дорогостоящие МФЗ с вертолётными площадками и магазинами через каждые 50 км, утверждая, что такие объекты необходимы автотуристам на скоростных трассах.

Но давайте зададимся вопросом: где на федеральной платной трассе можно найти точку притяжения для автотуристов?

Такие трассы в основном служат для транзитных поездок. Их ключевая задача — обеспечить удобные условия для кратковременного отдыха и возможность свернуть на маршруты, ведущие к местам отдыха и достопримечательностям.

Именно в этих направлениях необходимо сосредоточить инвестиции: улучшение качества дорог, обеспечение стабильной связи и доступа к интернету, установка информативных указателей, ремонт музеев и других объектов, привлекающих автотуристов. Кроме того, важно обустраивать парковочные пространства вблизи точек притяжения, чтобы сделать их посещение максимально удобными и безопасными.

Кстати, европейский опыт давно показал, что гигантомания в создании крупных объектов не оправдывает себя. В Европе уже отказались от подобных проектов, предпочитая рациональный подход. За счёт государственных средств там создаются небольшие, но востребованные объекты — кемпинги, ресторанчики и семейные мотели с домашней кухней.

Эти миниобъекты затем передаются в аренду или развиваются в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП), что делает их привлекательными как для автотуристов и караванеров, так и для местного бизнеса.

Такой подход не только экономит бюджетные средства, но и создаёт комфортную, эмоционально привлекательную инфраструктуру, которая действительно востребована путешественниками для реализации принятой Концепции развития автотуризма до 2035 года.

Мы не можем позволить себе тратить государственные средства на проекты, которые не соответствуют современным требованиям и ожиданиям автотуристов.

Успешная реализация проектов в сфере развития автотуристической деятельности напрямую зависит от обеспечения объектов необходимыми инженерными коммуникациями: водоснабжением, электричеством, системой слива серой воды и доступом к интернету.

Инвесторы должны иметь чёткие и прозрачные условия подключения к этим системам. Без решения этих вопросов невозможно создать экономическую модель, комфортную и современную инфраструктуру, которая будет востребована автотуристами.

Примером тому служит ситуация с глэмпингами: за последние два года в регионах было субсидировано и создано более 700 таких объектов, но уже треть из них выставлена на продажу.

Это наглядно демонстрирует, что без предварительного анализа и комплексного подхода к развитию инфраструктуры, маршрутов проекты теряют свою устойчивость. Как говорится, «сначала диагноз, потом рецепт».

Нас искренне тревожит, что в некоторых регионах придорожный сервис превращается в однотипные объекты, без туристического кода напоминающие «Шанхай».

Мы должны учитывать особенности каждого региона, его культуру и традиции.

Автотуристы едут за эмоциями, и наша задача — создать объекты, которые будут не только функциональными, но и уникальными, отражающими местный колорит.

Автотуризм — это не просто путешествие, а целый спектр эмоций и впечатлений.

Водители и туристы стремятся не только преодолевать километры, но и регулярно, всесезонно находить места, которые запоминаются надолго.

Объекты придорожного сервиса должны становиться такими точками притяжения, где хочется остановиться, отдохнуть и получить яркие впечатления. Наша задача с представителями регионов — создавать атмосферу, которая вдохновляет и заставляет возвращаться снова и снова.

Сегодня туристы, привыкшие к высокому уровню зарубежного сервиса, готовы платить за качественные услуги и комфорт в российских регионах.

Однако инвесторам и местным властям зачастую не хватает налаженной взаимосвязи с потребителями дорог и ассоциациями, чтобы выстроить действительно клиентоориентированный подход.

Я убеждён, что создание и развитие нашего «Автодайджеста» и принцип освещения в публикациях: ЧЕЛОВЕК-автомобиль-дорога-сервис, станет важным инструментом для бизнеса и власти.

Это издание поможет выявить существующие проблемы и станет отправной точкой для реализации Концепции развития автотуризма, делая путешествия по России комфортными, качественными и запоминающимися.

Эти тезисы отражают мою обеспокоенность и стремление к тому, чтобы каждый рубль, выделенный из государственной казны и предпринимателям, был использован эффективно. Мы должны работать на результат, который принесёт пользу не только туристам, но и регионам, бизнесу и всей стране.

Сергей Лобарев



О журнале

Автодайджест — автомобильное сетевое издание, посвященное автотуризму и другой дорожной тематике.

Издается совместно с Общенациональной ассоциацией автомототуризма и караванинга.



ПРАВИЛА

ПРИВАТНОСТЬ