
Перспективы развития автотуризма и поручений президента по развитию внутреннего туризма, принятой Концепции развития автомобильного туризма в России до 2035 года, конкретизировать пока сложно в связи с недостатками финансирования, отсутствием плана реализации Концепции и необходимых кадров.
Только сейчас Минэкономразвития активно включилось в работу по организации комплекса мер по продвижению автотуризма в регионах.
Кроме того, в некоторых областях еще не воспринимается это направление, так как отсутствуют в законе понятия «автотуризм», «автотурист» и методика подсчета, «туристический автотранспорт», «классификация маршрутов» и др. В законодательном плане не проработаны термины — «семейный туризм», «экотуризм», и др…
Есть и такие, на первый взгляд, неожиданные проблемы как неготовность населения на местах согласиться со строительством туристических объектов в ареале их привычного проживания.
Подобные реакции заметны в таких регионах как Калмыкия. Якутия, Алтайский край…
Люди не осознают, что туризм и национальные маршруты будут, как говорится, кормить не только их, но и весь регион, и предоставлять рабочие места. Значит, с населением придется вести диалог и местным властям, и инвесторам, всем тем, кто будет непосредственно заниматься созданием туристической инфраструктуры для путешествий на авто, мото- и автодомах.
Если коротко коснуться Алтайского края, здесь назрела необходимость создавать единый комплекс работ по развитию дорог для автотуристов, глубоко обустраивать знаменитый Чуйский тракт и его «крылья» на маршруте.
Косметическими мерами не обойдешься. Пока эти проекты тормозит то, о чем я уже говорил — недостаток финансирования и активности властей.
Требует более энергичной реализации и одно из перспективнейших направлений. Это пилотный, новаторский, проект по развитию сельского экологического туризма и автотуризма в Чарышском районе под названием Деревенский спа-курорт «Чарыш». Он уже обсуждался в Государственной Думе, Общественной палате, в Совете Федерации и получил понимание и одобрение.
Запуск этого проекта поможет накопить опыт решения многих задач в сфере эко- и автотуризма, что будет полезно и для других регионов.
Кроме того, пример проекта «Чарыш» может масштабироваться и стать образцовым с точки зрения умения вести диалог бизнеса и местного населения, с теми, кто готов к разговору о том, насколько проект безопасен в экологическом отношении, отвечает ли требованиям охраны окружающей среды.
Охрана природной среды во всех российских регионах является приоритетом.
Особенно в таких, как Алтайский край — поистине драгоценность на карте России. Естественно, люди должны быть убеждены, что в предполагаемых туристических поселениях не будет игровых автоматов, шумных развлекательных центров.
Должно сохраниться самое главное — тишина, экология, чистейшая вода, лес. Сюда будут ездить жители городов, участники СВО на автомобилях, в том числе вместе с детьми, для улучшения здоровья и лечения от стрессов, а не для разгульного времяпрепровождения.
Повторю: при взаимодействии с людьми на местах важно руководствоваться поручениями Правительства и Президента.
Необходимо выстраивать диалог с населением.
И делать это должны как региональные, так и муниципальным органам власти, демонстрируя настойчивость, уверенность и силу воли. Недопонимание этого властью и реакция на это бизнеса может привести к оттоку инвестиций. Следовательно, это может замедлить темп развития региона, привести к срыву плановых показателей.
Вместе с тем очевидно, что при реализации даже самых перспективных и значимых проектов неизбежно могут появиться группы граждан, выражающие несогласие или обеспокоенность по различным вопросам.
Это естественная часть процесса изменений, требующая диалога, разъяснений и поиска компромиссов. Некоторые люди в принципе отвергают развитие и склонны консервировать архаику. Их устраивает инерция существования.
Подобные группы, придерживающиеся устаревших взглядов, могут активно препятствовать изменениям. В итоге это способно замедлить развитие, важное для большинства.
Имея опыт ведения диалогов в регионах, считаю: необходимо вести разъяснительную работу, чтобы донести до людей значимость и перспективы предлагаемых решений.
Кстати, такие прецеденты уже возникали в других областях. Они отбивали желание у предпринимателей создавать или строить что-то новое.
Современного путешествующего не заманишь разбитыми дорогами или отсутствием удобных гостиниц, тем более автомобилиста, караванера.
Так появляются перенасыщенные туристами места, Черноморское побережье. Золотое кольцо… Но как в этом случае выполнять государственный наказ проложить туристические национальные маршруты от Питера до Владивостока?