Автомобильный туризм в России переживает настоящий бум.

Автоэкспедиция «Дороги для туристов: инфраструктура без границ»

Однако потенциал этого направления раскрыт не до конца — ключевым барьером остается инфраструктура.
Автоэкспедиция "Дороги для туристов: инфраструктура без границ"
Автомобильный туризм в России переживает настоящий бум.

В 2024 году доля автопутешествий во внутреннем туризме выросла до 30%, а маршруты, такие как «Золотое кольцо», Алтай, Карелия и Северный Кавказ, стали точками притяжения для тысяч туристов.

Однако потенциал этого направления раскрыт не до конца — ключевым барьером остается инфраструктура.

Наша автоэкспедиции — это не просто пробеги, а мобильная экспертная лаборатория.

Мы проехали по легендарным маршрутамГосударевой дороге, Чуйскому тракту, Алтаю, Сибирскому тракту, Северному Кавказу и Архангельской области, чтобы оценить, что мешает развитию всесезонного туризма и как это исправить.

Опыт экспедиций: ключевые маршруты

Чуйский тракт (Алтай)

    • Один из самых живописных маршрутов России, но с дефицитом качественных кемпингов и сервисов.
    • В 2024 году здесь прошла третья экспедиция, выявившая необходимость расширения зон отдыха, создания кемпинга в Горно Алтайске рядом с аэропортом и улучшения дорожного покрытия в горных участках.  

«Дорога на Русский Север» (Архангельская область)

    • Уникальный проект, превращающий трассу М-8 в туристический маршрут.
    • В 2023 году запущен чат-бот для планирования поездок, но не хватает круглогодичных кемпингов и АЗС с полным сервисом.

Северный Кавказ

    • Высокий спрос на джип-туры, но слабая инфраструктура для караванеров.
    • В 2025 году в рамках экспедиции «На Эльбрус!» предложены решения по созданию многофункциональных придорожных комплексов.

М-4 «Дон» (по запросу «Роснефти»)

    • После нашего пробега вдоль трассы появились новые АЗС с зонами отдыха, что увеличило трафик на 15%.
    • Это дало импульс к развитию всесезонного туризма и пополнению местных бюджетов.
Что дают экспедиции?

Практические рекомендации регионам:

    • Единые стандарты кемпингов (сейчас их нет, что мешает инвестициям).
    • Развитие придорожного сервиса: заправки, СТО, точки питания.

Промопробеги привлекают внимание к малым городам. Например, в Псковской области после экспедиции открылись новые гостевые дома и эко-поселение.

Диалог с бизнесом и властью:

    • В 2024 году принята Концепция автотуризма до 2035 года, где учтены наши предложения по инфраструктуре.
    • «Роснефть» и «Туризм.РФ» запустили пилотные проекты мотелей на М-4 и «Золотом кольце».
Почему это важно?

Автотуризм — это свобода и экономика. По данным Минэкономразвития, каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, приносит регионам до 5 рублей дохода. Наши экспедиции доказали:

    • Всесезонность возможна. Например, в Архангельской области зимние маршруты привлекли на 20% больше туристов.
    • Малый бизнес выигрывает. В Вельске (Архангельская область) после фестиваля автотуристов местные производители сувениров увеличили продажи на 30%.
Автоэкспедиция — это старт изменений.

Мы продолжаем работу: в 2025 году планируем в июле пробег по Красноярскому краю и новым маршрутам по Иркутской области. Вместе сделаем дороги России комфортными для путешествий круглый год!

Источники: данные Ассоциации автомототуризма.

P.S. Полную версию отчетов по каждому маршруту читайте в специальном выпуске новости ОААК.

Сергей Лобарев