Когда речь заходит о путешествиях по России, многие из нас сталкиваются с одной большой проблемой — гигантскими расстояниями.

Мультимодальность: Ключ к новым приключениям в автотуризме России

Но что если я скажу вам, что есть способ сделать эти путешествия более удобными и доступными?
Мультимодальность
Когда речь заходит о путешествиях по России, многие из нас сталкиваются с одной большой проблемой — гигантскими расстояниями.

Протяженность страны с запада на восток составляет около 10 000 км, и поездки на личном автомобиле из Москвы на Дальний Восток или в глубинные регионы, такие как Алтай или Байкал, могут стать настоящим испытанием.

Но что если я скажу вам, что есть способ сделать эти путешествия более удобными и доступными?

Синергия транспорта: rак это работает?

Представьте себе, что вы приземляетесь в Иркутске после комфортного перелета. Вместо того чтобы тратить часы на утомительную поездку на автомобиле, вы просто берете в аренду машину прямо в аэропорту и отправляетесь исследовать живописные окрестности Байкала.

Это и есть мультимодальность — сочетание авиа- и железнодорожного транспорта с арендой автомобиля, которое открывает новые горизонты для автотуристов.

Как президент Ассоциации Автомототуризма и караванинга, я сам испытал на себе преимущества такого подхода. В прошлом году я отправился в путешествие по Алтаю. Сначала я прилетел в Барнаул, а затем взял в аренду внедорожник. Это позволило мне не только увидеть знаменитое Телецкое озеро, но и забраться в самые укромные уголки, куда не доехать на обычном автобусе.

Бесшовность: удобство на первом месте

Цель мультимодальности — создать систему, где переход между видами транспорта происходит максимально гладко.

Это значит, что вам не нужно беспокоиться о том, как добраться от аэропорта до пункта проката автомобиля.

Мы работаем над тем, чтобы такие пункты открывались прямо в аэропортах и на вокзалах, а также над созданием интегрированных билетов, которые объединяют все этапы вашего путешествия.

Стратегическая важность для России

Развитие мультимодальных туристических продуктов закреплено в Концепции автотуризма до 2035 года.

Это не просто слова — это признание на государственном уровне важности удобных и доступных путешествий. Мы видим, как это направление соответствует общемировым трендам устойчивой мобильности в туризме.

Вклад в развитие малых городов, наукоградов и реализацию стратегических инициатив.

Ключевым преимуществом мультимодального подхода является его способность значительно увеличить транспортный поток и доходы в малые города и наукограды, расположенные вдоль ключевых маршрутов и вблизи точек пересадки (аэропортов, вокзалов). Развитие сети автомобильных хабов (пунктов проката) и сервисной инфраструктуры в таких населенных пунктах создает новые рабочие места, стимулирует местный бизнес и привлекает инвестиции. Этот подход напрямую способствует реализации масштабных задач и поручений, поставленных Президентом РФ В. В. Путиным:

  • Продвижение магистрали Санкт-Петербург — Владивосток: Мультимодальные хабы станут точками притяжения туристов и логистическими узлами вдоль всей трассы, повышая ее туристическую и экономическую значимость.
  • Развитие Арктического туризма: Обеспечивая удобный доступ через авиа/жд-хабы к удаленным арктическим территориям с последующей арендой специализированного транспорта (вездеходов, снегоходов).
  • Развитие международного транспортного коридора «Север — Юг»: Интеграция мультимодальных туристических потоков в логистическую инфраструктуру коридора усилит его пассажирскую составляющую.
  • Решение комплексных задач безопасности и устойчивого развития: Повышая транспортную доступность и экономическую активность в регионах, мультимодальность способствует их стабильности и устойчивому росту.
Экономическая и социальная целесообразность
  • Снижение барьеров: Делает удаленные регионы доступнее для большего числа туристов, в т.ч. с ограниченным временем отпуска.
  • Стимул для регионов: Повышает привлекательность и конкурентоспособность туристических дестинаций Сибири, Дальнего Востока, Алтая, Байкала.
  • Развитие инфраструктуры: Требует и стимулирует развитие не только дорожной сети в регионах, но и транспортно-пересадочных узлов (аэропорты, вокзалы), сервисов проката, сервисной инфраструктуры.
  • Экологичность: Сокращает общий углеродный след по сравнению с поездкой на личном авто через всю страну (особенно при использовании электричек/поездов).
Примеры успешных сценариев

Вот несколько примеров, которые вдохновляют:

Москва → Иркутск → Аренда авто → Путешествие вокруг Байкала.

Я сам был в восторге в прошлом году при посещении итогов фестиваля Baikal Camper Fest 2024  и закрытие автотуристического сезона в Иркутской области от того, как легко можно было принять участие в деловой программе Правительства региона и исследовать этот уникальный регион, не тратя время на долгие поездки.

Хабаровск → Поезд в Якутск → Аренда авто → Изучение местных достопримечательностей.

Мои коллеги из Ассоциации делились впечатлениями о том, как они открывали для себя новые места, о которых раньше даже не слышали.

Вызовы и пути решения

Конечно, есть и вызовы. Нам необходимо развивать сеть качественных пунктов проката и улучшать дороги в туристических регионах. Но я верю, что с помощью совместных усилий мы сможем создать удобные агрегаторы для планирования поездок и оптимизировать стоимость услуг.

На вопрос «есть ли у меня заветные планы?«

Только для читателей Автодайджеста!

В Новосибирской области есть уникальный объект, нуждающийся в мультимодальности, который привлекает внимание автотуристов — это Чановское озеро.

Это соленое озеро, расположенное в Барабинской степи, известно своими лечебными свойствами и удивительной природой. Вода в озере имеет высокую концентрацию соли, что делает его похожим на Мертвое море. Многие туристы приезжают сюда, чтобы искупаться в соленой воде и насладиться тишиной степи. Кроме того, берега озера изобилуют живописными местами для кемпинга и пикников, предлагая идеальные условия для отдыха от городской суеты и единения с первозданной природой.

Заключение

Мультимодальные (бесшовные) путешествия — не просто удобный вариант, а стратегическая необходимость для раскрытия потенциала автотуризма в России.

Они позволяют преодолеть вызов гигантских расстояний, сделать уникальные, но удаленные регионы страны доступными для миллионов туристов, стимулируют развитие региональной инфраструктуры и полностью соответствуют целям государственной Концепции автотуризма до 2035 года.

Инвестиции и усилия в развитие «бесшовности» (удобных пересадок, интегрированных сервисов, инфраструктуры проката) окупятся ростом туристического потока, освоением территорий и повышением привлекательности России как многогранного туристического направления мирового уровня.

Сергей Лобарев