
С запуском платной трассы М11 между Москвой и Питером прогнозируемо должен был упасть трафик по трассе М10.
Города, расположенные на старой Ленинградке, а также бизнес, вдоль нее, в результате получали выпадающие доходы и для некоторых объектов (например АЗС) вообще пропадал смысл функционирования на этой трассе.
Пусть меня поправят знающие люди, я не знаком со всеми тонкостями истории образования маршрута, но насколько я понял, мысль была в том, чтобы через туризм перенаправить часть трафика на старую трассу.
Идея с использованием истории путешествий между двумя столицами, по моему, отличная. Существует целый культурный пласт, относящийся к этой теме, живы путевые дворцы в разной степени сохранности, а Москва и Питер — главные источники турпотока в стране.
В рамках ПМЭФ-2019 было подписано соглашение между губернаторами 4 областей (Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской) и главой Ростуризма. Казалось, маршрут ждет радужное будущее.
Но что то пошло не так.
По моему мнению, основная проблема с развитием национальных и межрегиональных маршрутов заключается в том, что их основой являются уже существующие объекты и инфраструктура.
А для создания новых объектов туристического интереса, ни у туроператоров, ни у отдельных региональных туристических офисов, нет ни ресурсов, ни полномочий, ни единого центра управления и ответственности за маршрут.
Даже учитывая все перечисленные преимущества «Государевой дороги» и благоприятные стартовые условия, это не помогло маршруту достичь популярности «Романтической дороги» в Германии.
Если бы не проактивная позиция Министерства туризма Тверской области, маршрут так и остался бы на бумаге.
Коллеги двигали проект как могли и в результате добились защиты маршрута для получения статуса национального.
В рамках продвижения маршрута и получения обратной связи от потенциальных потребителей, в августе 2020 года мы с коллегами по ОААК провели автопробег по «Государевой дороге».
Подготовка к нему велась порядка 2 месяцев. По ВКС обсуждались детали маршрута, проведение пресс-конференций и мероприятий для бизнеса.
По пути следования мы проводили встречи с представителями местных властей и бизнеса, изучали туробъекты и состояние инфраструктуры.
Транспортные средства в колонне были разного типа, от больших автодомов до отечественных малолитражек, состав участников тоже был разнородным, включая детей.
Получилось составить довольно полное комплексное впечатление о маршруте, хотя мы увидели только его часть, те объекты, которые входят в состав организованных автобусных туров.
Да, это еще одно условие запуска национального маршрута: должен имеется туроператор, который продает организованные туры по маршруту.
По идее (и это закреплено в постановлении Правительства РФ #2086) должна вестись статистика продаж. С приданием маршруту статуса национального, продажи турпродукта и туристический поток по нему должны вырасти минимум на 25%. Если же за три года турпоток уменьшается на 10%, маршрут может лишится статуса национального. Вот только не понятно, за счет чего должен вырасти турпоток и продажи, ведь на маршруте не создается ничего нового, а только упаковываются старые объекты и продаются одним туром.
Что касается «Государевой дороги», маршрут имеет участки (порядка 300 км по Тверской и Новгородской области), когда трасса просто идет среди бесконечных лесов, и единственным турмагнитом является Валдайский национальный парк со знаменитой тропой.
То есть этот участок нуждается в создании объектов инфраструктуры (с АЗС и общепитом там тоже туго) и туристического показа. За чей счет это должно произойти не понятно.
Также маршрут практически не имеет знаков навигации и информирования.
Если я еду по трассе М10, то узнать о том, что это еще и одновременно национальный маршрут «Государева дорога» я могу только случайно увидев один билборд в Тверской области. Отлично, что появился отдельный сайт, тоже благодаря стараниям Министерства туризма Тверской области. Но про этот сайт как то нужно узнать, необходима информационная экосистема маршрута с кросмаркетингом между объектами, знаками навигации и единой системой лояльности.
В рамках нашей работы с ПАО «Роснефть» мы проводили инспекцию АЗК компании на трассе М10 и давали наши рекомендации по включению их в маршрут, создании на основе АЗК многофункциональных комплексов обслуживания туристов.
Полноценная интеграция такого партнера, как ПАО «Роснефть» в проект, по моему мнению, могла бы дать толчок к развитию маршрута, не приводя к существенным затратам.
Это позволило бы насытить его инфраструктурой как для индивидуальных, так и для организованных туристов, увеличить информационные охваты среди целевой аудитории.
Но с партнером такого масштаба должна взаимодействовать единая структура, управляющая всем маршрутом.
Работа с отдельными туристическими ведомствами регионов заканчивается максимум информационной поддержкой.