
Работа в рамках проекта «Сибирский тракт», включающего маршруты автотуризма от Санкт-Петербурга до Владивостока, выявила парадокс.
Если среди потребителей автотуризм активно развивается, то на уровне управления отрасль брошена на произвол судьбы.
На наш взгляд, такое положение связано с ошибочной трактовкой туризма. Она отражает устаревшие взгляды XX века, что проникает в нормативное регулирование отрасли.
В Федеральном законе № 132-ФЗ туризм трактуется, как путешествие. Я убежден, что читатель знаком с федеральным законодательством, и не буду цитировать.
Но суффикс «-изм» в русском языке отражает учёт всех аспектов описываемой предметной области. Актуальная трактовка туризма будет включать не только путешествия, но и всю деятельность по их управлению. Например, в нее войдет планирование, организация, создание среды для путешествий и обслуживание туристов.
Для автотуризма более адекватной будет следующая формулировка:
Автотуризм – это процессы осуществления путешествий с использованием индивидуальных моторизированных наземных транспортных средств, и деятельность по управлению этими процессами.
Предложенная трактовка поможет создать более эффективную системы управления автотуризмом в Российской Федерации. Так, возникает возможность формулировать в рамках управленческой парадигмы вопросы маршрутизации, создания среды для автопутешествий, транспортной доступности мест посещения и навигации.
В связи с этим актуализируется проблема субъектов управления. Она должна поднять автотуризм на более высокий уровень.
Работа по проекту «Сибирский тракт» выявила более двух с половиной сотен туристических направлений, где предпринимаются попытки создания таких субъектов и первичных систем управления. Я считаю это важным условием повышения качества обслуживания автотуристов.
В следующей статье я расскажу, как это делается.