«Чуйский тракт» — дорога, которая входит в десятку самых красивых автодорог мира.

Чуйский Тракт — проблемы и перспективы

Я проехал много разных дорог в очень живописных местах, но такой концентрации впечатлений я не испытывал нигде.
Чуйский Тракт
«Чуйский тракт» — дорога, которая входит в десятку самых красивых автодорог мира.

Это единственная в мире трасса, имеющая собственный музей, полностью посвящённый ей.

Знакомство с трассой Р256 (Чуйский тракт) началось у меня в феврале 2020 года, вместе с коллегами из Общенациональной ассоциации автотуризма и караванинга. По приглашению правительства Республики Алтай мы провели экспертную поездку по всем районам республики. Мы доехали до самой крайней точки трассы в Ташанте на границе с Монголией и посетив Улаганский район. Он который находится в стороне от Р256, но представляет огромный интерес для путешественников.

Впечатления для меня были просто ошеломляющими. Уникальные природные ландшафты, древнейшая культура, знаменитая энергетика Алтая, не почувствовать которую просто невозможно, вкуснейшие блюда из местных и продуктов и открытые, гостеприимные люди.

Да и сам Чуйский тракт — отдельный аттракцион. Я проехал много разных дорог в очень живописных местах, но такой концентрации впечатлений я не испытывал нигде. Здесь за каждым поворотом и перевалом захватывает дух от неповторимых видов, меняющихся словно в огромном калейдоскоп.

Тем сильнее был контраст с неустроенностью маршрута Чуйский тракт для путешественников.

Люди путешествуют семьями и целыми группами из нескольких автомобилей. По статистике общий турпоток в Республику Алтай и Алтайский Край составляет около 5 млн человек, из которых почти 90% путешествуют на личном транспорте.

Природные красоты окружают отличную дорогу, ведь трасса Р256 по праву считается одной из лучших по качеству в стране. Но полное отсутствие инфраструктуры для миллионов автотуристов, избравших эти края для проведения своего отпуска, остается проблемой.

На всем протяжении трассы Р256 по территории Республики Алтай, а это более 500 километров, в то время функционировал один платный (!) круглогодичный теплый санузел. На тот момент, АЗС крупных компаний заканчивались в Алтайском Крае. В Республике было всего несколько небольших АЗС без какой-либо сопутствующей инфраструктуры.

За прошедшее время ситуация с заправками улучшилась, появилось несколько АЗС крупных компаний. Но и сегодня их количество, по сравнением с соседями из Алтайского Края крайне низкое.

В ходе нашей поездки мы осматривали конкретные земельные участки в перспективных с точки зрения развития объектов инфраструктуры для автотуристов местах, встречались с потенциальными инвесторами, с главами районов и с Главой Республики Олегом Хорохординым.

По результатам был составлен аналитический отчет с описанием текущей ситуации и с предложением конкретных мероприятий и мест для обустройства инфраструктуры, учитывающих местные особенности и потребности автотуристов.

Затем была наша вторая поездка в Республику.

Летом 2020 года мы осмотрели участок так называемого «Телецкого тракта» — региональной дороги от Горно-Алтайска до Артыбаша, к северной части Телецкого озера.

К тому времени уже было известно, что эта дорога станет федеральной и войдет в состав Р256. Также были планы по ее капитальному ремонту. Мы составили наш аналитический отчет с учетом этих изменений. В ходе капитального ремонта дороги Росавтодор может за свой счет обустраивать съезды-выезды и площадки.

Это было бы огромным подспорьем для местного бизнеса, планирующего свое развитие рядом с трассой.

Отчет опять включал в себя конкретные рекомендации с указанием перспективных точек, земельных участков и концепций тех проектов, которые эффективно было бы на них обустроить. Также были инвесторы, готовые вложится в эти проекты.

Примерно в это время шла защита мастер-плана развития туризма в Республике с внедрением кластерного подхода.

Мы с коллегами обращали внимание на защите мастер-плана, что он не отразил в себе развитие инфраструктуры вдоль основных дорог. Туристы должны были перемещаться из кластера в кластер по ним. Но в концепции это выглядело подобно пути из точки «А» в точку «Б» без предусмотренных остановок, где бизнес мог бы предложить свои услуги потоку туристов.

В декабре 2020 года по приглашению уже правительства Алтайского Края мы провели экспертную поездку по федеральным трассам, проходящим по его территории.

Одна из них это уже ставший мне практически родным Чуйский Тракт, его часть от границы с Новосибирской областью до границы с Республикой Алтай.

Был приятно удивлен подходу коллег из Алтайского Края к развитию инфраструктуры. Представители Управление дорог «Алтай» (в лице заместителя руководителя), Центра развития туризма Края, местных районных администраций объезжали все объекты совместно с нашей командой.

Мы провели совещание на одном из объектов придорожного бизнеса с участием тогда начальника управления туризма края Евгением Дешевых, начальником Упрдор «Алтай» Ярославом Долинским. В открытом диалоге с руководителями объектов обсудили текущую ситуацию и перспективы развития. По рабочим результатам поездки было проведено совещание с освещением в местных СМИ.

В нашем отчете и в предложениях для региона, мы сформировали комплексный подход.

То есть, мы рассматривали путешествие на автомобиле по Чуйскому Тракту как цельный процесс.

В таком путешествии турист на автомобиле не чувствует разницы, в каком регионе он находится. Он бесшовно пользуется всей необходимой инфраструктурой, а ее стандарты качества едины на всем маршруте.

Мы составили проект включения (с доработкой) уже существующих объектов и создания новых в тех местах и в требуемом формате для обеспечения такого процесса.

Главная проблема в межрегиональных проектах — это неравномерность насыщения объектами инфраструктуры и различие в стандартах качествах.

В Алтайском Крае существует переизбыток объектов, высокий уровень конкуренции между ними, и как следствие, повышение уровня качества оказываемых услуг. В Республике Алтай — практически полное отсутствие туристических объектов при низком уровне качества.

По гранту Ростуризма мы с коллегами в очередной раз проехали по дорогам Республики Алтай в октябре 2021.

Мы собрали информацию и разработали автомобильный туристических маршрут с интерактивной картой.

Также была проведена конференция с участием органов власти и представителей бизнеса. На ней еще раз подробно был изложен наш комплексный подход к развитию маршрута как межрегионального.

Потом были выступления на всех возможных площадках с продвижением проекта «Чуйский тракт».

Практически незаметно прошел столетний юбилей этой легендарной дороги (хотя был собран штаб по подготовке празднования даты с участием Ростуризма, Росавтодора, министерств туризма регионов и общественников).

Маршрут так и не получил статус «национального туристического».

Если подвести итог, то хотел бы сказать следующее. Я верю в то, что при должной организации и наличии политической воли эти маршруты могут стать драйверами развития туризма, и как следствие, экономики в регионах их прохождения. Они смогут стать опорным каркасом для создания различных туристических продуктов. К тому же объекты инфраструктуры будут служить как индивидуальным и организованным туристам, так и местным жителям.

Но для эффективного обустройства и управления такими проектами, нужны и «проектные офисы», наделенные полномочиями по планированию, финансированию, контролю за функционированием и возможностями собирать на одной площадке представителей федеральной и местной власти, дорожников, экспертов и бизнеса.

Но и, как следствие, этот проектный офис должен нести ответственность за результаты своей работы, которые в первую очередь будут выражаться в доходах бизнеса и местных бюджетов от таких проектов.

Как вариант, мы обсуждали на площадке Государственной Думы включение в этот процесс полномочных представителей Президента в федеральных округах, чтобы изначально маршруты создавались в рамках одного федерального округа.

Задача масштабная.

Требуется проработка стандартов, разработка и внесение изменений в законодательные акты и постановления, нужна кропотливая работа по налаживанию всего процесса.

Но если попробовать выстроить все правильно, опираясь на успешные примеры в заграничном и отечественном опыте, результатом будет создание системы для безопасных и комфортных путешествий граждан России по нашей прекрасной стране.

Денис Манько

Эксперт, член Международной Федерации кемпингов и караванинга FICC, руководитель комитета Ассоциации Развитие объектов придорожной инфраструктуры.



О журнале

Автодайджест — автомобильное сетевое издание, посвященное автотуризму и другой дорожной тематике.

Издается совместно с Общенациональной ассоциацией автомототуризма и караванинга.



ПРАВИЛА

ПРИВАТНОСТЬ