Рынок электромобилей в России развивается, но темпы пока отстают от амбиций.

Рынок электромобилей в России: между страхом и надеждой зарядиться

Главное препятствие — страх.
рынок электромобилей
Рынок электромобилей в России развивается, но темпы пока отстают от амбиций.

За последние два года продажи электромобилей в России выросли. В 2023-м — взрывной рост в 4,7 раза, в 2024-м — скромные +30%. Однако доля электрокаров в общих продажах новых авто неожиданно снизилась с 1,3% до 1,1%. Это тревожный звоночек. Чтобы к 2030 году достичь цели в 1,5 млн электромобилей, нужны качественные изменения.

Пока лидеры российского рынка электромоделей — китайские производители, но локализация «китайцев» под брендами Evolute, «Москвич 3e» и амбиции российского проекта «Атом» должны перевернуть расклад. Государство поддерживает отраслевую ставку на электромодели, особенно в Москве, где сосредоточено 30% парка. Но за пределами крупных городов количество зарядных станций крайне ограничено, что делает использование электромобилей неудобным для дальних поездок. Почему?

Главная проблема: «Люди не готовы. Им страшно».

Рынок упёрся в психологический барьер: ранние энтузиасты, готовые мириться с неудобствами, уже купили электрокары. Их около 100 тысяч — ровно столько, сколько сейчас на дорогах. Теперь нужно завоевать массового потребителя.

Главное препятствие — страх.

Половина попыток зарядиться заканчивается провалом из-за технических сбоев или незнания, как пользоваться приложениями (их на рынке 60!). «Что делать, если сел заряд посреди трассы? Кто поможет?» — эти вопросы пугают новичков.

Высокие ставки по кредитам и колебания валют делают электромобили менее доступными.

Сейчас загрузка зарядок — 1-5%. Кажется, проблем нет. Но низкая доля успешных сессий (50-70%) говорит о другом: инфраструктура есть, но пользоваться ею сложно.

Решение: не субсидии, а сервис.

Государственные меры поддержки важны, но на мой взгляд, ключ к прорыву — в руках бизнеса. Операторы зарядных станций должны стать не просто поставщиками энергии, а сервисными компаниями:

  • 24/7 поддержка. Консультировать водителей по особенностям авто, помогать с зарядкой через любое приложение, строить маршрут до рабочей станции.
  • Мобильные сервисы. Например, вызов «эвакуатора с зарядкой» в любой точке страны, если заряд иссяк.
  • Обучение. Рассказывать, как увеличить пробег зимой, куда вставить коннектор, как не попасть впросак.

Представьте: вы покупаете электрокар и получаете персонального помощника, который снимет все страхи. Это изменит правила игры. Корпоративный сектор (такси, каршеринг) может стать драйвером, но без доверия обычных людей рынок не взлетит.

Потребитель должен почувствовать: владеть электромобилем — не подвиг, а привилегия.

Будущее: когда страхи станут мифами.

В целом, рынок готовится к росту. Инфраструктура развивается, а производители наращивают локализацию. Осталось сделать электрокары «понятными» для владельцев. Когда исчезнет страх остаться без заряда, то и доля в 10% новых авто станет реальностью.

Пока же операторы зарядок, делающие ставку на качество сервиса, получат преимущество. Их успех станет топливом для всей отрасли. Электромобиль — это не только экология, но и комфорт. И мы можем это доказать.

Остаётся вопрос: успеет ли Россия за мировой гонкой? Ответ зависит от того, насколько быстро бизнес и государство смогут превратить «страшилки» об электрокарах в истории из прошлого.

Сергей Бажин

Основатель и директор компании Egine — оператора зарядных станций для электромобилей.



О журнале

Автодайджест — автомобильное сетевое издание, посвященное автотуризму и другой дорожной тематике.

Издается совместно с Общенациональной ассоциацией автомототуризма и караванинга.



ПРАВИЛА

ПРИВАТНОСТЬ