
Япония для европейца — страна-загадка, мистический остров, окутанный туманом неизвестности.
Когда приезжаешь туда сам по себе, без экскурсии, одним из главных вопросов становится вопрос о вождении и качестве дорог.
Для начала поговорим немного о истории.
Япония пережила огромный рост дорожно-транспортных происшествий в результате быстрого экономического роста страны с конца 1950-х по 1970 год. Наблюдатели в начале 1960-х годов называли их распространение «дорожной войной», поскольку ежегодное количество погибших в них превысило их среднее количество во время Первой китайско-японской войны в 1894–1895 годах; общее количество в конечном итоге достигло пика в 16 765 в 1970 году. Затем ежегодное количество жертв снизилось в 1970-х годах и упало до 8719 в 1981 году благодаря всесторонним, интенсивным усилиям японского правительства по сокращению количества смертельных исходов.
Хотя уровень владения автомобилями рос со временем, так же продолжал расти и пробег транспортных средств. Поэтому, даже несмотря на то, что организации работали над снижением рисков для безопасности дорожного движения, годовое количество смертельных случаев снова начало повышаться, начиная с 1981 года, и достигло 11 452 в 1992 году. До 1992 года тенденция годового количества смертельных исходов всегда следовала тенденции годового количества дорожно-транспортных происшествий в целом.
Однако после 1992 года годовое количество смертей на дорогах снизилось, в то время как годовое количество дорожно-транспортных происшествий фактически выросло. Эта уникальная закономерность имеет корни в пассивной технологии безопасности, международном улучшении стандартов безопасности транспортных средств и инновациях в области неотложной медицинской помощи, которые помогли спасти жизни.
С 1990-х годов число погибших на дорогах неуклонно снижается, упав ниже 4500 в 2012 году. Однако ежегодное число погибших и раненых на дорогах по-прежнему превышает 800 000 человек. Пешеходы, особенно пожилые, составляют большую долю погибших в Японии.
Пытаясь бороться с этой тенденцией, правительство определило 3396 участков основных дорог по всей стране, где показатели смертельных случаев или травм были особенно высокими.
Префектурные комиссии по общественной безопасности и дорожные администраторы придали более высокий приоритет действиям, которые необходимо было предпринять на этих участках.
Одновременно с этим на дорогах общего пользования принимаются тщательные меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий путем создания цикла решения проблем, начиная с их выявления и сортировки и заканчивая подтверждением преимуществ реализации проекта посредством сотрудничества с жителями региона и соответствующими организациями.
Кроме того, в 2006 году было проведено обследование дорожно-транспортной ситуации на примерно 36 000 железнодорожных переездах по всей Японии, которое показало, что около 1 800 переездов срочно нуждаются в мерах по снижению заторов.
На переездах проводятся комплексные и целенаправленные меры, сочетающие как незамедлительные (расширение пешеходных дорожек), так и радикальные и долгосрочные меры (внедрение разделения уровней).
В результате всех этих действий, Япония недавно поднялась на высший уровень безопасности дорожного движения.
Сегодня дороги в целом хорошие, а большинство водителей безопасны, вежливы и разумны. Благодаря строгим законам о вождении в нетрезвом виде в Японии вы вряд ли встретите пьяного водителя.
Фактически, основываясь на количестве смертельных случаев на 100 000 транспортных средств, теперь вы сможете насладиться поездкой в одной из 10 самых безопасных стран в мире.
Правила дорожного движения в Японии похожи на правила вождения в России. Думается, нет нужды повторять их здесь, приведём только самые основные. По закону вы, как и ваши пассажиры, обязаны пристегиваться ремнем безопасности.
Вам разрешено пользоваться телефоном, только если вы не держите его в руках. Несмотря на это правило, автор наблюдал множество людей, использующих телефон во время вождения. Удивительно, но водители даже ухитряются смотреть телевизор!
Вы всегда должны иметь при себе права, когда ведете машину. Вы обязаны использовать детское кресло для любого ребенка младше шести лет. Держитесь левее и обгоняйте справа. Не садитесь за руль в состоянии алкогольного опьянения. Если вы не говорите по-японски, переключите навигатор на английский язык (не знаю, есть ли опция для русского).
Хотя ситуация на дорогах Японии во многом не идеальна, решение проблемы дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом может стать примером для других стран. Радикальные, срочные и целенаправленные меры, предпринятые Японским правительством, принесли свои результаты, но улучшение культуры вождения все еще остается важным вопросом для страны. Вот, пожалуй, то основное, что надо знать о вождении и дорогах в Японии.