
25 апреля в Государственной Думе Российской Федерации состоялся важный круглый стол, посвященный развитию автотуризма в нашей стране.
Мероприятие, организованное Комитетом Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, собрало ключевых игроков отрасли: автотуристов-практиков, экспертов Ассоциации автомототуризма и караванинга, представителей власти более 70 регионов, бизнеса и общественных организаций.
Цель одна — обсудить текущую реализацию Концепции развития автотуризма, выявить «узкие места» и выработать решения, которые помогут этой отрасли раскрыть свой потенциал.
Как президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга и главный редактор журнала Автодайджест.РФ, я убежден: автотуризм — это не просто хобби «кочевников», это мощный и современный драйвер региональной экономики. Это новые рабочие места, развитие малого и среднего бизнеса, сохранение нашего культурного и природного наследия.
Но чтобы этот двигатель заработал в полную силу, бизнесу нужна четкая и предсказуемая среда.
В ходе круглого стола особо остро встал вопрос об участии бизнеса в реализации Концепции развития автотуризма в России.
Заместитель председателя Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы Наталья Костенко справедливо заметила, что государство должно взять на себя роль первопроходца, создавая базовую дорожную инфраструктуру.
Бизнес придет туда, где есть дороги, стоянки, связь, безопасность, точки подключения к электроэнергии и воде.
Лишь после этого можно ожидать появления комфортабельных мотелей, автомоек, кемпингов, ресторанов, других сервисов и автотуристов.
На данный момент, к сожалению, ситуация складывается иначе. Малый и средний бизнес часто сталкивается с трудностями при подключении к инженерным сетям, получает завышенные тарифы и не может рассчитывать на программы государственной поддержки.
Это отпугивает инвесторов и тормозит развитие автотуристской отрасли и Концепции автотуризма.
«Одно окно» — решение для бизнеса
Пожалуй, одной из главных проблем, с которыми сталкивается бизнес при реализации проектов в сфере автотуризма, является сложность получения земельных участков для создания дорожного сервиса.
Процедура согласования может занимать месяцы и даже годы. Создание системы «одного окна» позволит упростить взаимодействие с государственными и административными органами, ускорить процесс оформления разрешительных документов и привлечь активных инвесторов.
Удручает разобщенность и отсутствие координации у рабочих групп, занимающихся созданием плана реализации Концепции. Необходимо как можно скорее разработать и принять нормативные акты и терминологию, регулирующие сферу автотуризма, и создать единый координационный механизм в виде Рабочей группы для реализации Концепции развития автотуризма.
Стандарты качества — основа доверия бизнеса
На заседании собрались представители бизнеса, среди которых была генеральный директор КОВАЛЕВЫ GROUP Ирина Ковалева.
Она представила проект «Навигатор», включающий
строительство придорожного сервиса и мотеля.
Директор АО «Билантлия» Евгений Мелехин поделился своим опытом предоставления аренды автомобилей на длительный срок, предлагая для бесшовного путешествия прокат различного транспорта автотуристам на любые расстояния по всей России.
Вячеслав Немцов, соучредитель ООО «Чарышпартнерс», поделился успешным опытом в развитии экотуризма и экопоселений в Алтайском крае.
Ирина Ковалева подчеркнула необходимость также стандартизации услуг в сфере автотуризма. Сегодня нет четких требований к качеству и безопасности объектов дорожной инфраструктуры. В результате, автопутешественники часто сталкиваются с некомфортными условиями и отсутствием необходимых сервисов. Стандартизация поможет создать единую систему требований, повысить уровень доверия к отрасли и привлечь приток туристов.
По итогам круглого стола были сформулированы конкретные предложения для властей, которые необходимо реализовать в ближайшее время:
- Внести изменения в федеральные законы, регулирующие туризм и дорожную деятельность.
- Создать единую Рабочую группу для подготовки Плана реализации Концепции развития автотуризма до 2035 года.
- Разработать и внедрить госпрограммы развития инфраструктуры автотуризма.
- Внедрить единые ГОСТы и стандарты безопасности и качества услуг.
- Упростить процесс малому бизнесу (МСП) выделения земли для создания объектов дорожного сервиса и кемпингов, внедрив режим «единого окна».
- Содействовать развитию информационных сервисов и навигационных систем для самодеятельных туристов.
«Реализация предложенных мер позволит сформировать благоприятные условия для развития автотуризма в России, вовлечь малый и средний бизнес в выполнение поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина, повысить качество сервиса и обеспечить комфортное, безопасное путешествие по стране. Как представители автомобильного сообщества и Ассоциации караванеров, мы готовы активно участвовать в этой работе и оказывать комплексную поддержку государству и бизнесу», — заявили участники мероприятия.